ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

1901-1945. Приют для девочек – сирот


Гимназия №25 города Ставрополя образована в 1945 году. Но ещё в начале 20 века в здании будущей школы разместился приют для девочек.

Приют для девочек – сирот

9 сентября 1901 года состоялось открытие приюта для девочек. В его учреждении приняли активное участие известный общественный деятель, архивист, музейный работник Г. Прозрителев и учительницы Александровской женской гимназии А. Первушина, Л. Рослякова, М. Успенская, входившие в правление Ставропольского на Кавказе общества содействия воспитания и защиты детей. Содействие в создании приюта оказали: жена городского головы А. Горошко, начальница епархиального женского училища Е. Добромыслова, врач Остроумова. На учреждение приюта было собрано 817 рублей, внушительную сумму по тем временам - 500 рублей – пожертвовал житель Ставрополя В. Бетаки.

Первоначально приют размещался в Митрофановском (ныне Зоотехническом) переулке в доме, принадлежащем мещанке Земцовой, безвозмездно переданном городскими властями.

Справка. Самый короткий в городе Ставрополе Крымский переулок в самом конце XIX века сменил своё название на Митрофановский – в память об устроенной в его конце часовне Святого великомученика Митрофания. В архивном «Табеле домов и дворовых мест губернского города Ставрополя за 1881 год» хозяином домовладений под №№ 4 и 6, расположенных в самом начале переулка значится князь Давлет Бибердов. В 1937 году Митрофановский переулок был переименован в Зоотехнический, в честь зоотехнического института, расположенного в переулке.

В отчёте правления Ставропольского на Кавказе общества содействия воспитания и защиты детей за 1912 год сохранилось описание этого дома:

«Местоположение дома. Он сам как нельзя более отвечают своему теперешнему назначению. Дом находится в местности отличающейся чистотой воздуха. Кругом масса зелени. Сам дом не выходит на улицу, а отстоит от неё довольно далеко, благодаря чему в весеннее время года уличная пыль не заносится в комнаты. При доме довольно обширный двор с большими деревьями, тополями, посаженными около ограды и лицевой стороны дома. Имеются два сада: один довольно большой, фруктовый, а другой маленький с кустами малины. Кроме главного здания во дворе находятся каменные постройки: кухня, два больших сарая, подвал. Дом полутораэтажный с пятью небольшими комнатами на каждом этаже. Верхний этаж деревянный, а нижний каменный. Главное помещение находится на верхнем этаже, отличающееся абсолютной сухостью. Комнаты, за исключением одной, светлые, уютные. Дом вообще тёплый.… В нижнем этаже помещаются столовая и умывальня. В верхнем же этаже три комнаты отведены для спален, а одна самая большая для дневного и вечернего времяпровождения детей: для занятий и игр во время ненастной погоды. Пятая комната отведена для надзирательницы».

Надзирательницей приюта стала приглашенная для этого Людмила Ермолаевна Кособрюхова, окончившая курс женской гимназии. Кроме того в штат входили: кухарка и дворник. Для стирки белья раз в месяц приглашалась прачка.

К январю 1902 года в приюте состояло девять девочек. Член правления общества Мария Петровна Иванова производила набор девочек в приют.

Первыми воспитанницами приюта были: Котёлкина Елизавета – 10 лет, Матящина Марфа – 7 лет, сестры Шершевы Ульяна и Варвара – 6 лет, Тимошкина Мария – 5 лет, Дробязгна Анна – 8 лет, Росчевская Юлия – 10 лет, Чипчурова Валентина – 8 лет, Гонашек Таисия – 9 лет. Это были девочки из многодетных семей или оставшиеся без родителей. За правильным ходом воспитания девочек и удовлетворением нужд приюта регулярно наблюдали дамы правления общества. Здоровьем девочек занималась врач М. Остроумова.

В приюте установился следующий порядок в образе жизни детей: они вставали в 6 часов утра, зимой в 6.30 утра, прибрав постели и умывшись, собирались на молитву. После молитвы часов в 7 или в 7.30 следовал чай, к которому подавался хлеб. В 10 часов завтрак, состоявший из ломтя хлеба, а иногда им давали оставшееся от предыдущего дня мясо. В 2 часа обед, а 6 часов ужин, к ужину подавалось то же, что и к обеду, первое суп или щи с мясом, второе мучное, жареный картофель, каша. Каждый день одна из девочек назначалась дежурной, обязанности её заключались в том, что она читала утреннюю молитву и в продолжении всего дня готовила всё нужное к чаю, обеду и ужину, следила за порядком во время еды, убирала посуду.

Дети исполняли сами все посильные для их возраста работы, например, мыли полы, прибирали в комнатах, стирали мелкое белье, гладили, помогали на кухне. Надзирательница приюта приучала их к рукоделию, знакомила с различными швами, вышиванием по канве, вязанию. Девочки шили своим куклам бельё и платья. Кроме того, они клеили различные коробочки из картона, собирали картинки и наклеивали их на листах белой бумаги, учились составлять цветы из папиросной бумаги. Три старшие девочки ходили в Епархиальное женское училище, другие обучались в Софийской школе комитета грамотности и Александровской женской гимназии.

По вечерам, когда учащиеся в школе девочки приготовят уроки, все дети приюта занимаются чтением вслух, книги для этого брали в библиотеке Белинского. По праздникам их водили в церковь. Такой образ жизни прекрасно отражался на детях. Всеми членами Правления общества наблюдалось улучшение общего состояния их здоровья, а также весёлое и жизнерадостное настроение детей.

С открытием приюта стали появляться со стороны добрых людей пожертвования различными вещами и продуктами. Жертвователями в 1901 году стали 26 человек. В 1901 году Л.А. Рослякова написала открытое письмо, которое было опубликовано в газете «Северный Кавказ», о том, что если тысячи лиц сделают для себя обязательным жертвовать ежемесячно по 10 копеек, то содержание приюта Общества воспитания и защиты детей будет обеспечено. Откликнулись сотни людей. В списке лиц, которые сделали взносы, встречаются и такие: Боря – 10 коп., Вася – 10 коп., Маруся – 10 коп. Следует сделать вывод, что помогали приюту даже дети города Ставрополя.

Уже вскоре здание приюта стало тесным для прибавившегося числа воспитанниц, и Общество начало поиски средств для строительства нового. На собранные от меценатов деньги военный инженер Ф. А. Ковалевский выполнил проект нового здания. Общая стоимость возведённого приюта составила 20292 рубля.

 

23 сентября 1906 года сироты, жившие во время строительства в казармах, переехали в новое, светлое двухэтажное здание, сохранившееся до наших дней: в настоящее время в нём находится старый корпус гимназии № 25.

15 октября 1906 года состоялось торжественное  открытие нового дома для сирот при участии губернатора Б. Янушевича и архиепископа Агафадора. Здание приюта было рассчитано на 50 девочек, призреваемых обществом (с пансионом), и на 100 обучающихся швейному делу.

Как отмечал тогда «Ставропольский вестник», «здание самое современное – с вентиляцией, водяным клозетом, общей кухней, больницей для детей. В верхнем этаже семь комнат: обширный дортуар (спальня), столовая, комната для занятий и игр. В нижнем – швейная мастерская, столовая, две комнаты преподавателей, больница из трёх комнат. Двор вымощен камнем, имеется большой сад».

В 1911 году приюту исполнилось 10 лет. К этому времени в нём уже содержалось  42 девочки. Во время летних каникул все участвовали в работах на огороде. Сажали редиску, редьку, свеклу, баклажаны, помидоры. Почётный член общества Е. Иванова отдала приюту в бесплатное пользование большой участок земли. На нём дети выращивали кукурузу, картофель, что являлось хорошим подспорьем для питания.

Многие лица заботились и о развлечениях детей, присылая игрушки, книги. А.М. Меснянкин на Рождество прислал прекрасных кукол. Е.М.Иванова и председатель общества И.П. Меснянкин неоднократно водили детей в кинотеатры «Биоскоп» и «Модерн» за свой счёт. Во время детского гулянья и лотереи А.П. Меснянкин купил на 25 рублей лотерейных билетов. С огромной радостью дети разворачивали билеты для того, чтобы узнать, кому что досталось. 19 февраля 1911 года в память освобождения крестьян от крепостного права, благодаря вниманию М.К. Богдановича дети были приглашены в Народный дом на спектакль. Во время праздника Рождества им была устроена прекрасная ёлка и угощения, где играл оркестр любительской музыки.

Интересно, что в военный 1914 год дети отказались от рождественских развлечений и подарков и сами предложили «сшить что-либо для воинов», используя деньги, предназначенные для устройства ёлки. Этот светлый порыв детских душ был понят. Для них купили материал, из которого девочки сшили 36 различных вещей и передали их в дамский комитет Красного Креста. Приют просуществовал до 1918 года. За практически двадцать лет через него прошли более ста девочек-сирот.

Годы лихолетья

С 1914 года в здании приюта разместился военный госпиталь Владимирско-Андреевского братства. В одной из комнат госпиталя была устроена домовая церковь в честь Святого Андрея Первозванного и Святого Владимира. При госпитале была открыта фельдшерская школа, где готовили сестер милосердия. В период с 1918 -1920 годов в здании бывшего Митрофановского приюта располагались воинские части сначала Красной гвардии, затем Добровольческой армии. В этом же здании в 1920 году был открыт детоприемник №4 для правонарушителей мальчиков от 8 до 16 лет.

С начала 30-х годов в здании открылась средняя школа, в разное время имелась разная нумерация: №1, №5, №2, в которой обучалось около 100 человек. В 1939 году в Ставрополе открывается Ставропольский учительский институт иностранных языков, который размещается в здании бывшего Митрофановского приюта.

В 1940 году здание Ставропольского учительского института переформировывается в факультет иностранных языков Ставропольского государственного педагогического института. На факультете изучалось 2 языка: английский и немецкий. В связи с этим здание сегодняшней гимназии №25 становится основным местом работы пединститута. Но начинается Великая Отечественная война.

В 1942 году в связи с ухудшением обстановки на фронтах и приближении гитлеровцев к Ставрополю, пединститут прекращает свою работу.

С начала Великой Отечественной войны в главном здании Ставропольского педагогического института снова размещается госпиталь № 1638, а затем и воинская часть связистов - военное Кременчугское училище.

В начале марта 1943 года отдельный батальон связи покинул город Ставрополь, и здание вновь было передано Ставропольскому педагогическому институту. В нём так же разместилось несколько классов с учащимися СШ № 2 города Ставрополя, потому что здание этой школы было разрушено гитлеровцами.

С 1944 года с восстановлением СШ № 2 коллектив школы перешёл в своё отстроенное здание.

 

Читать дальше

 

Создано 01.08.2020

Обновлено 10.10.2020

Горячая линия Рособрнадзора

Телефон горячей линии по вопросам содержания образования – 8 800 200-91-85, доб. 7.

Контакты

  • Телефон:
    8 (652) 35-07-39
  • Email:
    gim25@mosk.stavregion.ru
  • Адрес:
    пер. Зоотехнический, д. 6
    355017 г. Ставрополь, Ставропольский край

Письмо администратору сайта